Социальный проект

Содержание

  1. Аналитико-прогеостическое обоснование проекта
    1. Характеристика исходной ситуации, определившей необходимость проекта
    2. Проблема проекта и причины, вызвавшие её появление
    3. Характеристика имеющихся возможностей для реализации проекта и конкурентных преимуществ участников проектирования
  2. Концепция проекта
    1. Развитие творческой и нравственной личности, обладающей навыками межличностного общения на основе диалога и совместных общественно полезных дел в течение учебного года
    2. Цель и задача проекта
    3. Модельное описание проектного продукта как образа «потребного будущего»
  3. Ожидаемые результаты
    1. Для учащихся
    2. Для профессионального сообщества
  4. Структура проекта и подпроекты
  5. Ресурсаная база
    1. Информационные ресурсы
    2. Материально-технические ресурсы
    3. Программно-методические ресурсы
  6. Возможные риски проекта и способы их преодоления
  7. Необходимая поддержка проекта

1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта

1.1. Характеристика исходной ситуации, определившей необходимость проекта

Воспитание личности учащегося в школьные годы как целенаправленный процесс осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определённых общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения и др.

Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идёт в процессе социализации-усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека фактора общественного бытия (по сути, весьма противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий.

Организуемая коммуникативная деятельность классного сообщества должна привести к формированию модели выпускника, отвечающему следующим требованиям:

  • целостность мировосприятия;
  • ответственность;
  • основательность;
  • адаптивность.

Поэтому в центре внимания педагога должен оказываться не только учебный материал, который выступает лишь средством, а сам ученик, его продуктивная деятельность, формирование его личности в классном сообществе.

Таким образом, основным требованием современной социальной ситуации, определившим актуальность данного проекта, является требование адекватного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем проектных и творческих способностей, социальных навыков, умения применять получаемые в процессе базового образования знания в жизни, инициативности и ответственности.

1.2. Проблема проекта и причины, вызвавшие её появление

Проблема проекта: несформированность условий и механизмов становления учебного сообщества класса как креативной организации, способной к диалоговому общению в различных учебных и жизненных ситуациях.

Причинами, вызвавшими проблему проекта, являются следующие противоречия:

  • противоречие между традиционными, сложившимися способами общения учебного сообщества класса и необходимостью его модернизации в современных условиях:
  • противоречие между необходимостью становления инновационного поведения учащихся и несформированностью технологии освоения способов диалогового общения;
  • противоречие между необходимостью формирования коммуникативной компетенции учащихся и отсутствием соответствующих организационных форм в образовательной системе школы.

1.3. Характеристика имеющихся возможностей для реализации проекта и конкурентных преимуществ участников проектирования

  • учебно-воспитательный план классного руководителя Изутовой А.А
  • социальный паспорт класса;
  • диагностика внешкольных занятий и увлечений учащихся;
  • выявление творческих направленностей отдельных учащихся:
  • модель организации учебного процесса «обучения через открытие», воплощённая в системе воспитательных мероприятий, проводимых в соответствии с планом воспитательной работы Изутовой А.А

2. Концепция проекта

2.1. Развитие творческой и нравственной личности, обладающей навыками межличностного общения на основе диалога и совместных общественно полезных дел в течение учебного года

Человек становится личностью только тогда, когда начинает самостоятельно выполнять творческую деятельность

Э.В. Ильинков

Нравственные качества личности:

  • созидательная направленность личности;
  • личная и полезная общественная деятельность;
  • видение вариативности достижения цели;
  • выполнение личных обязательств;
  • поддержка и признание значимости альтернативной деятельности;
  • конструктивность критической позиции.

Творческие качества личности:

  • творческая целенаправленность;
  • планомерность и самоконтроль деятельности;
  • высокая работоспособность;
  • умение видеть и выявлять противоречия в процессе освоения предметного содержания;
  • владение методами выявления, постановки и решения проблем;
  • защита личных убеждений.

2.2 Цель и задача проекта

Цель: развитие учебного сообщества класс как социально значимой организации в процессе обучения и во внеурочное время, развитие нравственной и творческой личности.

Задачи:

  • проблемное структурирование содержания воспитательных мероприятий, способствующее формированию учебного сообщества класса;
  • формирование механизмов взаимодействия развивающего обучения с воспитывающим направлением деятельности.

    Учить и воспитывать — как „молния“ на куртке: обе стороны застёгиваются одновременно и накрепко неторопливыми движением замка творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в обучении

    Ильин Е., Учить и воспитывать

2.3 Модельное описание проектного продукта как образа «потребного будущего»

Работа в рамках предлагаемой проектной технологии основана на принципе совместной деятельности.

В совместной деятельности можно выделить два основных аспекта, от которых в значительной степени зависит эффективность деятельности:

  • собственно деятельность, направленную на формирование учебного сообщества класса;
  • совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между учащимися в процессе такой деятельности.
Хапактеристика процесса Деятельность
1 Образ потребного будущего Эффективно действующая социально значимая организация учебного сообщества
2 Основной способ формирования социально значимой организации Социально значимая организация формируется через становление учебного сообщества класса
3 Элементарная единица социально значимой организации Учебное сообщество класса, формирующееся в соответствии с проблемной ситуацией общих мероприятий как учебного, так и внеурочного процесса общения одноклассников
4 Способ формирования учебного сообщества класса Учебное сообщество класса формируется в процессе проектной, творческой и диалоговой коммуникации учащихся между собой
5 Предмет коммуникации Проблема, определяемая необходимостью формирования диалогических отношений как друг с другом, так и с окружающим миром
6 Этапы формирования социально значимой организации как самообучающейся организации учебного сообщества
  1. Допроблемный этап;
  2. Актуализация;
  3. Проблематизация;
  4. Концептуализация;
  5. Реализация.
7 Стадии деятельности учебного сообщества класса
  1. Стадия воспитательного объекта;
  2. Стадия проблемного структурирования;
  3. Информационное сопровождение;
  4. Выявление условий и механизмов становления креативных групп;
  5. Стадия успешности и мотивации;
  6. Стадия сбоя;
  7. Стадия открытой ситуации;
  8. Стадия моделирования;
  9. Стадия конкуренции моделей;
  10. Стадия формирования способа;
  11. Cтадия реализации способа.

Субъектно-антропологический продукт — формирование навыков адекватного ситуации диалогического общения; проектная, творческая, рефлексивная, коммуникативная компетентности учащихся.

3. Ожидаемые результаты

3.1. Для учащихся

Создание и действие системы учебных и развивающих целей в аффективной области:

Основные показатели Примеры обобщённых видов деятельности, реализуемых учеником

Восприятие

Этот показатель обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. Входящие сюда субпоказатели:

  1. осознание
  2. готовность или желание воспринимать
  3. избирательное (произвольное) внимание образуют диапазон восхождения от пассивной позиции ученика до более активного (хотя на этом уровне ещё не полностью осознанного, целенаправленного) отношения к содержанию обучения и внеурочного общения с одноклассниками
Проявляет осознание важности учения и внеурочного общения с одноклассниками, внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т.д.; проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи, проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни

Реагирование (отклик)

Этот показатель обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика.

На данном уровне он не просто воспринимает. Но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.

Субпоказатели:

  1. подчинённыйотклик;
  2. добровольный отклик;
  3. удовлетворениеот реагирования
Выполняет заданные учителем домашнюю работу и поручения, подчинятся внутришкольному распорядку и правилам поведения, участвует в обсуждении вопросов в классе, самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных проблем, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебным предметам и классной жизни

Усвоение ценностной ориентации

В этот показатель входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (отношение к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности):

  1. принятие ценностной ориентации (в обиходе это соответствует понятию «мнение»);
  2. предпочтение ценностной ориентации
  3. приверженность, убеждённость
Проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи, целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение, проявляет убеждённость, отстаивая тот или иной идеал

Организация ценностных ориентаций

Этот показатель охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят два субпоказателя:

  1. концептуализациценностной ориентации, то есть осмысление своего отношения;
  2. организация системы ценностей
Пытается, например, определить основные черты своего любимого произведения искусства, принимает на себя ответственность за своё поведение, понимает свои возможности и ограничения, строит жизненные планы в соответствии с осознаваемыми им самим собственными способностями, интересами и убеждениями

Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность

Обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий или жизненный стиль

Устойчиво проявляет самостоятельность в учебной и внеурочной деятельности. Проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности. Постоянно проявляет навыки здорового образа жизни, культуры поведения, этикета

Формирование качеств личности в следующих направлениях:

Направления воспитательной работы Формируемые качества
«Я и другие люди» Гуманность, товарищество, доброта, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность
«Я» Гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, трудолюбие, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, ответственность и честность
«Общество и коллектив» Чувство долга, ответственность, трудолюбие. Добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам
«Труд» Ответственное выполнение домашних заданий и поручений учителя, подготовка своего рабочего места и кабинета к уроку или мероприятию, дисциплинированность и собранность, честность и усердие
«Родина» Добросовестность и ответственность, чувство гордости за её успехи, озабоченность её трудностями, желание достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, общее отношение к учению как свою труду и внеурочной деятельности как способу формирования необходимых жизненных навыков

3.2. Для профессионального сообщества

Разработка, оформление и диссеминации технологии развития классного сообщества как социально значимой организации.

4. Структура проекта и подпроекты

Проект состоит из 6-ти подпроектов:

  1. «Тематика классных мероприятий»;
  2. «Выставки-театры»;
  3. «Поездки-путешествия»;
  4. «Наши размышления»;
  5. «Наш классный дом»;
  6. «Наши достижения».
  1. Чёткое планирование системы классных часов;
  2. Посещение театров, выставок с последующим обсуждением (ТЮЗ; Планетарий; интегрированные вечера)
  3. Совместные спортивно-оздоровительные мероприятия, формирующие командный дух (участие в спортивных соревнованиях «Осенний кросс» «Безопасное колесо»
  4. Написание эссе о школе, классе и одноклассниках. Рефлексия;
  5. Тематическое коллективное оформление классного кабинета к различным праздникам, участие в конкурсах на лучшее оформление. Создание благоприятной атмосферы в классе;
  6. Коллективное создание «Классное портфолио».

5. Ресурсная база

5.1. Информационные ресурсы

  • фотогалерея класса.

5.2. Материально-технические ресурсы

  • афиши выставочных залов, театров:
  • помещение классного кабинета- 303

5.3. Программно-методические ресурсы

  • План учебно-воспитательной работы классного руководителя Изутовой А.А
  • Организация проектной деятельности в школе. Система работы. - изд-во «Учитель», Волгоград, 2005 (авт. сост. С.Г. Щербакова);

6. Возможные риски проекта и способы их преодоления

Основные риски связаны с:

  1. Возможной рассогласованностью действий субъектов образовательной деятельности в рамках общей модели учебного сообщества класса;
  2. Трудоёмкостью организации одновременной деятельности всех 6-ти « подпроектов « в виде системы.

7. Необходимая поддержка проекта

Для оптимальной эффективности осуществления проекта необходимо понимание, участие. Концептуальная и деятельная согласованность всех субъектов образовательной деятельности школы: администрации, учителей-предметников, классного руководителя, учащихся и их родителей. Только при такой ситуации соучастия и согласованности возможно построение и постоянная деятельность в развитии социально значимой организации как в рамках ученического сообщества класса, так и в рамках всей школы.