Социальный проект
Содержание
- Аналитико-прогеостическое обоснование проекта
- Концепция проекта
- Ожидаемые результаты
- Структура проекта и подпроекты
- Ресурсаная база
- Возможные риски проекта и способы их преодоления
- Необходимая поддержка проекта
1. Аналитико-прогностическое обоснование проекта
1.1. Характеристика исходной ситуации, определившей необходимость проекта
Воспитание личности учащегося в школьные годы как целенаправленный процесс осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определённых общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения и др.
Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно идёт в процессе социализации-усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводства им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека фактора общественного бытия (по сути, весьма противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий.
Организуемая коммуникативная деятельность классного сообщества должна привести к формированию модели выпускника, отвечающему следующим требованиям:
- целостность мировосприятия;
- ответственность;
- основательность;
- адаптивность.
Поэтому в центре внимания педагога должен оказываться не только учебный материал, который выступает лишь средством, а сам ученик, его продуктивная деятельность, формирование его личности в классном сообществе.
Таким образом, основным требованием современной социальной ситуации, определившим актуальность данного проекта, является требование адекватного поведения учащихся, означающего развитие востребованных сегодня и в будущем проектных и творческих способностей, социальных навыков, умения применять получаемые в процессе базового образования знания в жизни, инициативности и ответственности.
1.2. Проблема проекта и причины, вызвавшие её появление
Проблема проекта: несформированность условий и механизмов становления учебного сообщества класса как креативной организации, способной к диалоговому общению в различных учебных и жизненных ситуациях.
Причинами, вызвавшими проблему проекта, являются следующие противоречия:
- противоречие между традиционными, сложившимися способами общения учебного сообщества класса и необходимостью его модернизации в современных условиях:
- противоречие между необходимостью становления инновационного поведения учащихся и несформированностью технологии освоения способов диалогового общения;
- противоречие между необходимостью формирования коммуникативной компетенции учащихся и отсутствием соответствующих организационных форм в образовательной системе школы.
1.3. Характеристика имеющихся возможностей для реализации проекта и конкурентных преимуществ участников проектирования
- учебно-воспитательный план классного руководителя Изутовой А.А
- социальный паспорт класса;
- диагностика внешкольных занятий и увлечений учащихся;
- выявление творческих направленностей отдельных учащихся:
- модель организации учебного процесса «обучения через открытие», воплощённая в системе воспитательных мероприятий, проводимых в соответствии с планом воспитательной работы Изутовой А.А
2. Концепция проекта
2.1. Развитие творческой и нравственной личности, обладающей навыками межличностного общения на основе диалога и совместных общественно полезных дел в течение учебного года
Человек становится личностью только тогда, когда начинает самостоятельно выполнять творческую деятельность
Нравственные качества личности:
- созидательная направленность личности;
- личная и полезная общественная деятельность;
- видение вариативности достижения цели;
- выполнение личных обязательств;
- поддержка и признание значимости альтернативной деятельности;
- конструктивность критической позиции.
Творческие качества личности:
- творческая целенаправленность;
- планомерность и самоконтроль деятельности;
- высокая работоспособность;
- умение видеть и выявлять противоречия в процессе освоения предметного содержания;
- владение методами выявления, постановки и решения проблем;
- защита личных убеждений.
2.2 Цель и задача проекта
Цель: развитие учебного сообщества класс как социально значимой организации в процессе обучения и во внеурочное время, развитие нравственной и творческой личности.
Задачи:
- проблемное структурирование содержания воспитательных мероприятий, способствующее формированию учебного сообщества класса;
- формирование механизмов взаимодействия развивающего обучения с воспитывающим направлением деятельности.
Учить и воспитывать — как „молния“ на куртке: обе стороны застёгиваются одновременно и накрепко неторопливыми движением замка творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в обучении
2.3 Модельное описание проектного продукта как образа «потребного будущего»
Работа в рамках предлагаемой проектной технологии основана на принципе совместной деятельности.
В совместной деятельности можно выделить два основных аспекта, от которых в значительной степени зависит эффективность деятельности:
- собственно деятельность, направленную на формирование учебного сообщества класса;
- совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между учащимися в процессе такой деятельности.
№ | Хапактеристика процесса | Деятельность |
---|---|---|
1 | Образ потребного будущего | Эффективно действующая социально значимая организация учебного сообщества |
2 | Основной способ формирования социально значимой организации | Социально значимая организация формируется через становление учебного сообщества класса |
3 | Элементарная единица социально значимой организации | Учебное сообщество класса, формирующееся в соответствии с проблемной ситуацией общих мероприятий как учебного, так и внеурочного процесса общения одноклассников |
4 | Способ формирования учебного сообщества класса | Учебное сообщество класса формируется в процессе проектной, творческой и диалоговой коммуникации учащихся между собой |
5 | Предмет коммуникации | Проблема, определяемая необходимостью формирования диалогических отношений как друг с другом, так и с окружающим миром |
6 | Этапы формирования социально значимой организации как самообучающейся организации учебного сообщества |
|
7 | Стадии деятельности учебного сообщества класса |
|
Субъектно-антропологический продукт — формирование навыков адекватного ситуации диалогического общения; проектная, творческая, рефлексивная, коммуникативная компетентности учащихся.
3. Ожидаемые результаты
3.1. Для учащихся
Создание и действие системы учебных и развивающих целей в аффективной области:
Основные показатели | Примеры обобщённых видов деятельности, реализуемых учеником |
---|---|
Восприятие Этот показатель обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. Входящие сюда субпоказатели:
|
Проявляет осознание важности учения и внеурочного общения с одноклассниками, внимательно слушает высказывания окружающих в классе, в беседе и т.д.; проявляет осознание эстетических факторов в одежде, интерьере, архитектуре, живописи, проявляет восприимчивость к проблемам и потребностям других людей, к проблемам общественной жизни |
Реагирование (отклик) Этот показатель обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает. Но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности. Субпоказатели:
|
Выполняет заданные учителем домашнюю работу и поручения, подчинятся внутришкольному распорядку и правилам поведения, участвует в обсуждении вопросов в классе, самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных проблем, добровольно вызывается выполнять задание, проявляет интерес к учебным предметам и классной жизни |
Усвоение ценностной ориентации В этот показатель входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (отношение к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности):
|
Проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи, целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение, проявляет убеждённость, отстаивая тот или иной идеал |
Организация ценностных ориентаций Этот показатель охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят два субпоказателя:
|
Пытается, например, определить основные черты своего любимого произведения искусства, принимает на себя ответственность за своё поведение, понимает свои возможности и ограничения, строит жизненные планы в соответствии с осознаваемыми им самим собственными способностями, интересами и убеждениями |
Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность Обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий или жизненный стиль |
Устойчиво проявляет самостоятельность в учебной и внеурочной деятельности. Проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности. Постоянно проявляет навыки здорового образа жизни, культуры поведения, этикета |
Формирование качеств личности в следующих направлениях:
Направления воспитательной работы | Формируемые качества |
---|---|
«Я и другие люди» | Гуманность, товарищество, доброта, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность |
«Я» | Гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, трудолюбие, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, ответственность и честность |
«Общество и коллектив» | Чувство долга, ответственность, трудолюбие. Добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам |
«Труд» | Ответственное выполнение домашних заданий и поручений учителя, подготовка своего рабочего места и кабинета к уроку или мероприятию, дисциплинированность и собранность, честность и усердие |
«Родина» | Добросовестность и ответственность, чувство гордости за её успехи, озабоченность её трудностями, желание достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, общее отношение к учению как свою труду и внеурочной деятельности как способу формирования необходимых жизненных навыков |
3.2. Для профессионального сообщества
Разработка, оформление и диссеминации технологии развития классного сообщества как социально значимой организации.
4. Структура проекта и подпроекты
Проект состоит из 6-ти подпроектов:
- «Тематика классных мероприятий»;
- «Выставки-театры»;
- «Поездки-путешествия»;
- «Наши размышления»;
- «Наш классный дом»;
- «Наши достижения».
- Чёткое планирование системы классных часов;
- Посещение театров, выставок с последующим обсуждением (ТЮЗ; Планетарий; интегрированные вечера)
- Совместные спортивно-оздоровительные мероприятия, формирующие командный дух (участие в спортивных соревнованиях «Осенний кросс» «Безопасное колесо»
- Написание эссе о школе, классе и одноклассниках. Рефлексия;
- Тематическое коллективное оформление классного кабинета к различным праздникам, участие в конкурсах на лучшее оформление. Создание благоприятной атмосферы в классе;
- Коллективное создание «Классное портфолио».
5. Ресурсная база
5.1. Информационные ресурсы
- фотогалерея класса.
5.2. Материально-технические ресурсы
- афиши выставочных залов, театров:
- помещение классного кабинета- 303
5.3. Программно-методические ресурсы
- План учебно-воспитательной работы классного руководителя Изутовой А.А
- Организация проектной деятельности в школе. Система работы. - изд-во «Учитель», Волгоград, 2005 (авт. сост. С.Г. Щербакова);
6. Возможные риски проекта и способы их преодоления
Основные риски связаны с:
- Возможной рассогласованностью действий субъектов образовательной деятельности в рамках общей модели учебного сообщества класса;
- Трудоёмкостью организации одновременной деятельности всех 6-ти « подпроектов « в виде системы.
7. Необходимая поддержка проекта
Для оптимальной эффективности осуществления проекта необходимо понимание, участие. Концептуальная и деятельная согласованность всех субъектов образовательной деятельности школы: администрации, учителей-предметников, классного руководителя, учащихся и их родителей. Только при такой ситуации соучастия и согласованности возможно построение и постоянная деятельность в развитии социально значимой организации как в рамках ученического сообщества класса, так и в рамках всей школы.