6 класс

Дисциплина: 
Класс: 
6
Учебный год: 
Тема: 
Экология и культура - будущее России

Цель

Обратить внимание каждого школьника на необходимость «жить в мире с окружающим миром».

Задачи

Обратить внимание учащихся:

  1. Проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов, энергетические и сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.) - проблемы современной России
  2. То, что «природа - идеальный мир» (гармония природы, сбалансированность природных процессов «так было, есть и должно быть всегда!»)
  3. Культуру как способ взаимодействия человека с природой - как сценарий будущего России

Материалы и оборудования

  • карточки «Проблемы человека с окружающей средой»
  • Хартия Земли (распечатана на каждую группу, либо слайд для демонстрации на экран)
  • Карточки «НАША ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ» (с пропущенными словами для заполнения)
  • Листки бумаги размером 10-10 см (на каждого)

План мероприятия

  1. Введение
  2. Что мы знаем о проблемах человека с окружающей средой?
  3. Работа с текстом
  4. Игра «Что нужно, чтобы договориться?»
  5. Знакомство с документом «Хартия Земли»
  6. Просмотр видеоролика «Экология и культура – Будущее России»
  7. «Наша экологическая хартия»
  8. Обобщение урока

Ход урока

Введение

Что мы знаем о проблемах человека с окружающей средой?

Учитель раздает карточки, в которых указаны проблемы человека с окружающей средой и их расшифровка. Задача учащихся сопоставить расшифровки с обобщенными названиями. На 3 группы даются разные экологические проблемы. Затем по выполнению этих работы учащиеся зачитывают то, что у них получилось. (3–5 мин.)

Карточка 1: Экологические проблемы человека
1. Биоразнообразие А. Сокращение объема ледников в Швейцарии их-за потепления на Земле
2. Здоровье Б. Чрезмерная добыча полезных ископаемых
3. Климат В. Перепромысел хозяйственно ценных видов животных (пушнина, мясо, рыба, жир)
4. Горные районы Г. Отравление пестицидами насекомых
Карточка 2: Экологические проблемы человека
1. Лесные ресурсы А. Выхлопы автомобилей содержат вещества вызывающие заболевания
2. Пресноводные ресурсы Б. Разрушение озонового экрана
3. Экосистема В. Уменьшение и загрязнение воды пригодной для питья, полива
4. Воздушная среда Г. Хищническая вырубка без обеспечения его восстановления
Карточка 3: Экологические проблемы человека
1. Земельные ресурсы А. Таяние ледников, приводящих к повышению уровня мирового океана
2. Опыстынивание Б. Нефтяные пятна препятствуют нормальному существованию организмов
3. Полярные районы В. Вытаптывание стадами степей, полей, лугов
4. Прибрежные и морские зоны Г. Освоение целинных земель

Как вы поняли, как бы мы не хотели жить беспечно и не думать о вреде, наносимом от деятельности человека природе, необходимо помнить законы природы. Ведь вам известны основные законы, их необходимо знать, чтобы человек мог «вписать» свою деятельность в природные процессы?

Обсуждение. (3–5 мин.)

Закон — это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Всеобщие законы — это законы, которые правят нашим миром фактически. И действуют они во всех сферах нашей жизни, причем совершенно независимо от множества правил и законов, созданных человеком: круговороты веществ в природе, сохранение энергии, закон всемирного тяготения и др.

Работа с текстом

Учащимся раздаются описания ситуаций, проанализировав которые ребята должны дать ответ и отнести свои примеры к законам природы (записаны заранее на доске).

(в скобках - для объяснения учителю)

  • Природа знает лучше:

Почему не в каждом лесу растут лишайники?

(Они растут там, где чистый воздух)

  • Все связано со всем:

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами. Какой же экологический урок дал старый Эвен рыбаку?

(Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди; в природе всё находится в равновесии, всё связано; Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов)

  • Все должно куда-то деваться:

В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет. Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет? Ответ поясните.

(Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением. Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы)

  • Ничто не дается даром:

Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые деревья?

(В дуплах гнездятся птицы, живут летучие мыши, которые поедают опасных вредителей леса)

Игра «Что нужно, чтобы договориться?»

В игре участвуют представители трех сказочных «стран» - «Лягушатии», «Мышатии», «Воробьятии». У каждой страны – свои интересы. Представители каждой страны рассказывают другим странам, какая среда жизни им нужна. Но в одной из стран появилась экологическая проблема (например, в Мышатии в почве появились вредные вещества). Касается ли эта проблема других «стран» (в каждой стране есть жители, которые против помощи другим странам и которые «за» такую помощь)? Что нужно, чтобы договориться действовать вместе? Какие совместные действия могли бы быть? Почему умение договариваться иногда образно называют «увеличить пирог» (вместе получить больше, чем иметь по отдельности)?

Знакомство с документом «Хартия Земли»

Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким. Нам пора осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое общество, основанное на уважении к природе, правам человека и культуре мира.

Вот некоторые принципы Хартии:

  1. Уважать Землю и жизнь во всем её многообразии.
  2. Создавать культуру толерантности, ненасилия и мира.
  3. Осознавать, что мир — это одно целое, которое держится на уважении к себе, другим людям, другим культурам, другой жизни, Земле и ко всему огромному единству, частью которого мы являемся.
  4. Нам выбирать – всеобщее партнерство для поддержки друг друга и обеспечения жизни на планете или угроза исчезнуть вместе со всем многообразием жизни.
  5. Обеспечивать взаимопонимание и сотрудничество между всеми нациями и людьми. Не допускать насильственное разрешение конфликтов, мирно решать экологические проблемы и другие спорные вопросы.

Мы все – разные, но экологические проблемы мы сможем решить только сообща. А для этого необходимо, чтобы люди разных народов, разных культур научились обсуждать общие проблемы, договариваться, совместно действовать во благо страны, ее природы, всех народов, а значит – и каждой семьи, каждого из нас.

О чем важно научиться договариваться?

  • О необходимости сохранения биологического разнообразия – условия здоровья природы и здоровья человека, благополучия всего общества.
  • О важности сохранения и возрождения лучшего опыта экологической культуры народов России.
  • О направлениях наших совместных действий для этого.

Просмотр видеоролика «Экология и культура – Будущее России»

«Наша экологическая хартия»

Давайте попробуем с вами составить свою экологическую Хартию «Наша экологическая хартия».

Ее примерный вариант (дается на каждую группу)

Мы, учащиеся … , понимая, что

  • биологическое разнообразие России – наше общее богатство, это достояние России, охранять его – дело совести каждого из нас;
  • важно сохранять разнообразие растений и животных, не зависимо от их пользы для нас, и среду их обитания;
  • для сохранения нашего природного наследия необходимо изучать науку и культуру нашей многонациональной Родины;
  • важно бережно относиться к культуре своего народа и ценить другие культуры, не допускать неуважительное отношение к ним;
  • людям разных народов надо научиться действовать вместе, чтобы  сохранить природное и культурное наследие страны,  

решили договориться (учащиеся заполняют пропуски в предложениях, раздается распечатанный вариант документа):

  • бережно относиться к святым природным местам разных народов России (деревьям, родникам, горам и т.д.), священным животным и растениям, потому что …;
  • мирно решать между собой спорные вопросы, не доводя до конфликтов, не допуская оскорбительные выпады по отношению к представителям других национальностей, потому что …
  • стараться давать старым вещам вторую жизнь, потому что …
  • не покупать лишние полиэтиленовые пакеты, потому что …
  • не поджигать мусор, потому что …
  • экономить электричество, выключая ненужные электроприборы и  обесточивая их, потому что …
  • в борьбе с насекомыми, грызунами пользоваться не отравляющими, а отпугивающими  веществами, поддерживать чистоту в своем окружении, потому что …
  • не уничтожать живое бессмысленно, просто ради своего удовольствия или сверх потребности для жизни, потому что …
  • экономить бумагу, потому  что…
  • закрывать краны, когда вода нам не нужна, потому что ...

(ответы в итоге могут быть озвучены, либо записаны на больших ватманах и просто продемонстрированы, как документ созданный группой учащихся, если не хватает времени можно этот документ отдать по классам и попросить провести их по этой теме классный час и заполнить всем вместе документ)

Обобщение урока

В конце урока учитель предлагает ученикам взять маленький листок бумаги (разложить в начале урока, желательно разрезать уже использованные листы это экологичнее. Размер 10 на 10 см).

По команде учителя все ученики закрывают глаза. Важно предупредить, что в процессе выполнения задания задавать вопросы нельзя

Учитель просит два раза согнуть листок и поочередно отрывать уголки.

Далее ученикам предлагается открыть глаза и поднять листочки, они будут у все разные.

Для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать. Необходимо вырабатывать общие правила, таковыми может стать Хартия земли.

Фотоотчет